Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников дошкольного учреждения.
Задачи:
- повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу музыкальногоразвития детей дошкольного возраста;
- познакомить воспитателейс их функционалом при различных видах музыкальной деятельности;
- познакомить с музыкальным репертуаром для дидактических игр;
- обеспечить взаимодействие педагога - воспитателя и музыкального руководителя.
Здоровье ребенка – это, не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Поэтому оздоровление детей в последние годы становится приоритетным направлением в работе ДОУ. Ребенок конца ХХ начала XXI века, по мнению академика Н. М. Амосова сталкивается с тремя пороками цивилизации: накоплением отрицательных эмоций без физической разрядки, неправильным питанием и гиподинамией. В связи с усовершенствованием цифровых, информационных и других технологий каждое последующее поколение людей становится слабее, нежнее предыдущего. «Жизнь с комфортом» приводит к расхолаживанию, ослаблению как психического, так и физического здоровья современных детей, в частности дошкольников. Что мы и наблюдаем зачастую у наших воспитанников: нервозность, агрессия по отношению и к сверстникам, и ко взрослым, слабое физическое развитие, неумение обслужить себя (одеться, организовать игровое, учебное пространство и т. д.)
Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От здоровья, жизнерадостности детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы, самооценка.
В дошкольном возрасте наиболее сильный и важный источник переживаний ребёнка – это его взаимоотношения с другими людьми, как взрослыми, так и детьми. Если окружающие относятся к ребёнку по - доброму, не отрицают его личностных прав, проявляют к нему большое внимание, то этот ребёнок испытывает эмоциональное благополучие, следствием чего становится устойчивое чувство уверенности и защищённости. Эмоциональное благополучие влияет на развитие личности ребёнка, выработку у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Достичь этого помогут разнообразные игры, которые не просто нужны ребёнку, а даже необходимы. Мы знаем, что игра – это ведущий вид деятельности ребёнка - дошкольника.
Младший дошкольный возраст можно охарактеризовать как период «впитывания», усвоения, накоплений знаний. Этому способствует, прежде всего, авторитет взрослого, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение к действительности. Дети без особого труда запоминают факты, явления в подробностях, долго находятся под влиянием яркого события и образа, их переживания ярки, непосредственны. Важным механизмом личностного формирования дошкольников является подражание – они в буквальном смысле копируют поведение, манеры, действия, даже некоторые жесты и рассуждения учителя или родителя. В играх с малышами взрослый должен использовать как можно больше наглядного материала.
В старшем дошкольном возрасте появляются правила проведения игр. И эти правила обязательно должен учитывать взрослый, принимая во внимание возрастные, умственные, физические, музыкальные способности детей:
- медлительные дети нуждаются в стимулирующей музыке, которая бы повышала возбуждение в коре головного мозга и стимулировала бы общий жизненный тонус. Это произведения быстрого и подвижного характера.
- расторможенные дети (гиперактивные) успокаиваются музыкой умеренного темпа, снижающего возбуждение состояния коры головного мозга.
- дистоническим детям, у которых в течении дня происходит резкая смена эмоционального состояния (от агрессии до апатии) требуется стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Взрослый должен избегать в играх монотонности и однообразия, в любую игру с ребёнком взрослый должен играть с интересом и увлечённо, по возможности, активно принимая в ней участие. В ходе проведения игры взрослый должен проявлять терпение, избегать критики и отрицательных оценок в адрес ребёнка. Важно помнить, что любые игры должны доставлять ребёнку только удовольствие. Взрослый должен хвалить ребёнка даже за минимальные успехи и даже за то, что он просто старается выполнить поставленные перед ним задания.
Игры с пением и музыкальным сопровождением являются одним из самых интересных и любимых видов деятельности у детей. С помощью этих игр можно не только доставлять детям радость и удовольствие, но и решать различные педагогические задачи по развитию физических способностей дошкольника. Игры, основанные на взаимосвязи музыки, пения и движения, улучшают осанку ребенка, координацию, вырабатывает четкость ходьбы и легкость бега. Динамика и темп музыкального произведения требуют и в движениях соответственно изменять скорость, степень напряжения, амплитуду, направление. У детей развиваются мышцы, костная система, улучшается кровообращение, регулируется дыхание.
Музыкальная подвижная игра вырабатывает:
- умение согласовывать движения с началом и окончанием музыки;
- ощущать фразировку;
- интонацию (настроение).
Эмоционально окрашивая игровые действия, музыка предъявляет детям требования проявлять волевые усилия, сосредотачиваясь на многообразии выразительных интонаций, ритмических рисунков мелодий.
Музыкальные подвижные игры помогают:
- выявлять творческий способности ребенка;
- развивать двигательные и интеллектуальные умения;
- воспитывать навыки сотрудничества;
- расширять познавательные интересы.
Классификация музыкальных игр в детском саду:
1.Дидактические музыкальные игры в детском саду.
Музыкальные занятия с малышами развивают музыкально-сенсорные способности и музыкально-эстетические представления, (танцует мишка, зайка, кукла, колыбельная, марш). А также помогают учиться контролировать движения своего тела и чувствовать ритм, освоить первоначальные приемы игры на музыкальных инструментах.
В старшем возрасте развивают ритмический, мелодический слух, координацию, владение музыкальными инструментами.
2.Спокойное музицирование.
Такие занятия предусматривают статичное поведение малышей. Элемент соревнования заключается в умении точнее и быстрее определить музыкальное произведение. К примеру, воспитатель предлагает детям поиграть в «Угадай мелодию» (мишка, птичка, паровоз)
Или назначает каждой команде свой инструмент (барабан, погремушку, дудочку, пианино и т.п.). Каждая команда, когда слышит нужную мелодию, должна имитировать жестами игру на соответствующем инструменте.
3. Музыкальные подвижные игры.
Соревновательный элемент тут в том, чтобы в определенный момент (когда музыка выключается или одна мелодия сменяет другую) сменить танцевальное движение или перестроиться.
Пение своеобразная форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, способствует восстановлению центральной нервной системы. В младшем дошкольном возрасте это колыбельные, подпевание звуков подражания (му-му, мяу, гав, ту-ту). В старшем возрасте дети с удовольствием исполняют песни – эхо, где первую фразу поет педагог, а дети повторяют: «Музыкальное эхо» муз. Андреевой, «Мы поем веснянку» муз. Девочкиной, «С нами друг» муз. Струве.
Музыкальные игры с движением мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Основная направленность элементов музыкальных игр с движением — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела.
В младшем возрасте это также подражательные игры-танцы (зайка, лисичка, медведь), игры с палочками (клавесы) – рожки, барабан.
В старшем возрасте – «Ищи» муз. Ломовой, «Вот бегут, бегут по кругу», «Веселый бубен», «Веселая девочка Таня». Игра на музыкальных инструментах соло и в оркестре по ритмическим схемам.
Игра – это ведущий вид деятельности ребёнка. Ребёнок не может развиваться вне игрового пространства, созданного его воображением. Игра позволяет ребёнку быть активной и творческой личностью. Игра – это, прежде всего, свобода воли, выражение эмоций, чувств, проявление творческих способностей. Ребёнок, играя, ничего не производит, а результат его творчества поистине бесценен: это становление его «Я».
Влияние муз. игры на физич. развитие (docx, 23.2 Кб)
https://ds1.bkobr.ru/index.php/pedagogicheskaya-gostinaya/eto-interesno/1976-vliyanie-muzykalnoj-igry-na-fizicheskoe-razvitie-doshkolnikov#sigProIda6235ff66e